|
Методическая разработка классного часа о семье и семейных ценностяхв 6 классеВечные ценности Цель занятия: формировать представление о значении и роли семьи в жизни человека и общества, расширить знания учащихся о семейных ценностях в жизни наших предков, развивать умение слушать и слышать, умение высказывать свою точку зрения. Оборудование: фотографии и репродукции, посвященные изображению семьи, родителей и детей.Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себя на служение ближним Ход занятияВступительное слово учителя
Здравствуйте! Я с радостью приветствую вас всех теперь уже в 6 классе, поздравляю вас с началом учебного года. Надеюсь, он принесет нам всем радость новых побед, удовольствие новых открытий, тепло общения с друзьями. Желаю вам не уставать и не лениться на этом трудном пути.А сегодняшний наш классный час, первый в этом учебном году будет посвящен семье и семейным ценностямБеседа с учащимися
- Как по-вашему, для чего человеку нужна семья? (Важно выслушать разные точки зрения учащихся)- Можно ли назвать счастливым человека, не создавшего семью?- Какой должна быть семья, чтобы каждый человек в ней чувствовал себя комфортно?- Когда мы говорим: «моя семья», кого мы включаем в это понятие: только родителей или бабушек и дедушек, теть и племянников, сестер, братьев, родных и двоюродных, троюродных…? А вы бы хотели иметь большую семью?3. Все вопросы, на которые мы отвечали, над которыми задумались, наверное, привели нас к важному выводу о том, как много значит семья в жизни каждого человека вне зависимости от возраста, достатка, успешности в карьере. Потому что каждому из нас так важно, чтобы рядом билось любящее сердце, чтобы мы всегда могли войти в дом, где нас ждут, где нас понимают, о нас заботятся. С любви двух людей начинается семья, и возникает она для того, чтобы в этой любви продолжался человеческий род, рождались, росли и воспитывались этой любовью дети…Если ребенка сравнить с молодым деревцем, то семья- это та почва, на которой он растет и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие- в оранжерее, третьи- на скудной, каменистой почве, четвертые- за высокой стеной, пятые- на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разными.Хорошая семья помогает ребенку укорениться в этом мире, защищает от внешних угроз. Семья для каждого из нас – это первый образ мира, который мы затем проецируем, переносим на внешний мир.Быть опорой и защитой, вселять уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.Семья дает нам силы, чтобы жить. В хорошей семье радости и печали- общие. Здесь умеют радоваться всему: и бабушкиным пирожкам, и красивому закату, и новому альбому группы, по которой «фанатеет» 14-летний сын. В хорошей семье так же открыто печалятся и горюют, когда теряют что-то дорогое, любимое. И из всех радостей и печалей и складывается та сила, которая превращается у взрослого человека в установку по отношению к самой жизни: «Как хорошо, что я живу! Я хочу жить эту жизнь, несмотря ни на что!»Хорошая семья дает не только тепло, но, что гораздо важнее,- уважение, признание непохожести, уважение личных границ. В хорошей семье, как в хорошем саду, из клена не пытаются сделать дуб, а васильку не пытаются доказать, что он чертополох. Если ребенок растет в хорошей семье, и окружающие воспринимают его адекватно, он и сам учится объективно оценивать себя и свои возможности, свою индивидуальность. И тогда ему не надо стараться быть кем-то еще, потому что родные и близкие люди и так любят его и считают достойным человеком.Семья- это еще и те представления о справедливости, о добре, о смысле жизни, о Боге, которые человек понесет по жизни.Вот поэтому, помня о той важной роли, которую играет семья в жизни подрастающего человека, многие выдающиеся ученые, мыслители с древнейших времен оставляли потомкам свои заветы, касающиеся отношений родителей и детей, устройства семьи, дома.Мне очень нравятся прекраснейшие по своей нравственной красоте советы Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям:- старых чтите, как отца, а молодых, как братьев; - в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; - лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело; - что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны; жену свою любите, но не давайте ей власти над собой; куда не пойдете и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего; более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; - не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.Начиная с XIII века брак в России мог быть заключен только в церкви. В православии семья- это школа любви и школа спасения. Спасения любовью, когда человек, помогая другому, ведет его к Богу, приводит к спасению и, спасая его, спасается сам. Не случайно апостол Павел провозглашал семью как «домашнюю церковь». Православие учит относиться к женщине как продолжательнице рода, матери, это взгляд возвышенный, вдохновенный. В библейских книгах мы не раз встретим наставления мужьям относиться с любовью, терпением, сочувствием, пониманием к своим женам: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5.25) «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Еф. 5.33)Именно женщина, мать в православной традиции воспринимается как хранительница семьи, ее традиций, уклада. Апостол Петр писал: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы и нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа…».То есть главное- красота внутренняя, то, что еще называется одухотворенностью, а не та обертка, не то блестящее внешнее, которому женщина как раз уделяет большее внимание. В народе, в крестьянской среде замужество вело к длительной разлуке девушки с родными, на несколько лет, иногда и на всю жизнь. Дочь отдавали в чужую семью, и конечно, тревога, печаль о её будущем выливалась в грустные песни-плачи, причитания, которые поют во время сватовства и обручения. Свадебные обряды весьма разнообразны и многочисленны. Целью их было пожелание достатка в доме, богатства молодым каким-то магическим, сакральным способом. Думаю, что о некоторых из этих обрядов вы знаете .4. Мини-викторинаКак вы думаете, от каких слов произошли слова суженый и невеста? (Суженый- от слова «судьба», судьба посылает жениха; невеста- неизвестная, неведомая. Это происхождение указывает на старинный обычай, когда девушку жених мог видеть только после венца, т.к. молодые сочетались браком по воле родителей.Как вы думаете, для чего молодых на свадьбе осыпали зерном? ( осыпали не только зерном, еще и хмелем и деньгами. Чтобы молодые жили счастливо, сыто и богато)А что означает обычай обмениваться кольцами? Почему именно кольца? Почему чаще всего из золота или серебра? (Кольцо-знак вечности и непрерывности брачного союза. Золотое кольцо символизирует солнце, серебряное- подобие Луны.)Почему в среду и в пятницу не сватаются? (Постные дни. Негоже в постный день о сватовстве думать, кроме того могли возникнуть проблемы с угощением сватов) Какое время года считалось временем свадеб и почему? (Осень, т.к. окончены полевые работы)Существовал обычай, по которому молодая жена должна была после свадебного пира сама разувать мужа, снимать с него сапоги. В чем смысл обряда? (Женщина показывала, что признает главенство над собою мужа, проявление своей покорности. При этом у некоторых народов молодая этот мужнин сапог клала себе в изголовье кровати, по другому обычаю- в одном из сапог она могла найти монетку, которую забирала себе, а если не отгадывала- другой сапог оказывался с плёткой, и хотя бы символически муж трижды ударял ее)Вспомните имена литературных героев, которые живут в счастливых семьях или сами создали счастливую семью. 5. И в заключении нашего разговора мне хотелось бы услышать ваше мнение об одном коротком рассказе-притче.Притча- это короткий поучительный рассказ в аллегорической форме, который содержит моральное или религиозное поучение.Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: — Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. — Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?..- На какие мысли навела вас притча? Чему стремился научить нас ее автор? (Обсуждение)- Можно ли применить мудрость этой притчи не только к семейным отношениям мужа и жены, но и к отношениям детей и родителей? Мне хочется верить, что наш сегодняшний разговор побудит вас задуматься об отношении к близким, о том, что мир в семье и «погоду» в доме мы создаем сами, своими словами и поступками. Берегите тех, кого вы любите! ЛитератураИоанн, Архиепископ Любовь долготерпит/ Иоанн, Архиепископ Белгородский и Старооскольский, Мария Городова,- М.: Астрель, 2008Круг жизни. Составители Н.В. Будур и И.А.Панкеев.- М.: ОЛМА_ПРЕСС, 1999Кривцова С.В., Патяева Е.Ю. Семья. Искусство общения с ребенком/ Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Учебная книга БИС, 2008Интернет-ресурсы «Первое Сентября» «Фестиваль педагогических идей», «Социальная сеть работников образования» и др.
|